Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Закупки
  5. Выбираем площадки для закупок

Выбираем площадки для закупок

ЭТП — электронные торговые площадки, место для проведения электронных закупок. По сути ЭТП являются платформой, которая объединяет поставщика, заказчика и регулятора. Торговые площадки бывают государственными, коммерческими и кэптивными. Также есть площадки-агрегаторы, которые собирают данные о закупках с нескольких ЭТП. В россии действует более 200 электронных площадок со своими правилами работы.

ЭТП для госзакупок

Под государственными ЭТП мы понимаем федеральные площадки для электронных закупок по 44-ФЗ, а также для закупок у СМСП по 223-ФЗ. Перечень таких площадок определен Распоряжением Правительства РФ №1447-p.

  1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
  2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
  4. Акционерное общество «ТЭК — Торг»
  5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС — тендер»
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»

Все государственные заказы должны быть дополнительно размещены в ЕИС — единой информационной системе в сфере закупок. Организация, которая прошла регистрацию на ЕИС автоматически получает аккредитацию на 8 федеральных торговых площадках, указанных выше.

Федеральные площадки можно использовать не только для проведения госзакупок, но и для заключения коммерческих сделок. Закон и правила самих площадок никак не ограничивают права участников, которые не попадают по действия 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В рамках 44-ФЗ также действуют региональные площадки, на которых можно поискать закупки малого объема, скачать план-графики, запросить методическую помощью и посмотреть региональную статистику. Пример порталов:

223-ФЗ позволяет заказчикам выбрать любую ЭТП для проведения закупок, если она выполняет положения статьи 3.3. Перед этим, правда, должен быть заключен договор с оператором площадки.

Коммерческие ЭТП

Проводить коммерческой закупки можно на любой ЭТП. Только заказчики по 223-ФЗ должны убедиться, что площадка поддерживает те процедуры и формы документооборота, которые предусмотрены законодательством. Самой известной и крупной коммерческой российской ЭТП является B2B-center.

Как показывает рейтинг RAEX, коммерческие площадки во многом уступают государственных по функциональным возможностям, показателям конкуренции среди поставщиков и технической стабильности. Причина в том, что федеральные торговые площадки выросли из кэптивных (т.е. собственных) площадок крупных государственных компаний, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпром, которые накопили большой опыт в разработке подобных систем и обладают огромными ресурсами.

Кэптивные ЭТП

Многие электронные площадки в прошлом были кэптивными. Когда-то компании сами проводили тендеры. Для удобства размещения заказов и поиска поставщиков были разработаны порталы, которые затем превратились в настоящие ЭТП с поддержкой аукционов, конкурсов и других конкурентных процедур отбора. Например, такие площадки до сих пор используют Автодор, Камаз и Русал.

Кэптивные площадки удобны тем, что позволяют

  • автоматизировать полный цикл документооборота во время закупки;
  • сохранить связанность всех этапов процесса и хранить все данные в одном месте;
  • реализовать более простые формы взаимодействия с поставщиками по сравнению с классическими ЭТП.

С точки зрения поставщика такие площадки трудно назвать прозрачными, так как они находятся под полным управлением заказчика. Компании придется потратить время, чтобы найти поставщиков для участия в таком закрытом тендере.

Проведение закупок на собственной ЭТП

Закрытые коммерческие ЭТП позволяют проводить закупки намного быстрее, а также делают процесс более прозрачным со стороны заказчика. Однако разработка собственной торговой площадки может занять достаточно большое время, а результат себя не окупит из-за высокой стоимости обслуживания и небольшого количества сделок.

Мы в Comindware решили эту проблему. В нашем продукте Comindware Управление закупками уже реализован полноценный портал поставщиков, а также площадка для проведения торгов и конкурсов.

Личный кабинет поставщика на электронной площадке Comindware

Особенность площадки в том, что ее можно очень быстро настроить под любые типы конкурсов, аукционов и других процедур. Причем взаимодействие с поставщиками будет автоматизировано от момента регистрации в системе до подписания договора.

Агрегаторы закупок

Это поисковые сервисы, которые помогают поставщикам искать заказы по нескольким сайтам сразу. Этих сайтов в базе сервиса может быть несколько десятков. На первый взгляд, это достаточно удобная услуга с учетом того, что площадок больше сотни. С другой стороны, пользу для конкретного поставщика, а не «сферического поставщика в вакууме», нужно оценивать предметно.

При выборе агрегатора важно учитывать следующие обстоятельства:

  • за подписку к функциональным возможностям сервиса придется платить;
  • агрегаторы могут собирать данные не со всех ЭТП, поэтому придется выбирать сервис под собственный бизнес;
  • даже если найти через агрегатора нужный заказ, то нужно будет еще зарегистрироваться на ЭТП, а это дополнительные расходы и потеря времени;
  • управлять большим количеством аккаунтов на ЭТП тяжело и отчасти рискованно;
  • участие в некоторых тендерах может быть платным или предусматривать обеспечение заявки.

Поэтому поставщику стоит сосредоточиться на тех агрегаторах, которые выдают больше всего релевантных для бизнеса заказчиков. Возможность выводить объявления только отдельных площадок также будет большим плюсом для сервиса.

Поставщикам, которые работают в сфере исключительно госзаказа, закупки лучше искать напрямую в ЕИС. В этом есть смысл. Участие в госзаказе предполагает соблюдение трудоемких процедур и регламентов. Распылять усилия тендерного отдела по другим направлениям не всегда рационально. К тому же, госкомпании отдельно проводят закупки у СМСП, поэтому небольшой компании будет гораздо дешевле искать заказы на 8 федеральных площадках вручную. Если, конечно, эта компания хочет сотрудничать именно с государственными заказчиками.

Автоматизация закупок с Comindware

Comindware Управление закупками поддерживает проведение тендеров, государственных торговых и неторговых процедур. За счет автоматизации отдельных этапов можно сократить административные издержки и ускорить наиболее рутинные этапы. В продукте также реализован портал поставщиков, для проведения собственных закрытых тендеров. Решение содержит большое количество Low-code настроек и может быть быстро адаптированы под задачи компании.

Закажите демонстрацию работы с торговыми площадками в Comindware Управление закупками.

Заказать демо



Опубликовано:  в разделе Закупки