Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Закупки
  5. Проведение электронных закупок

Проведение электронных закупок

Когда речь заходит об электронных закупках, то в основном говорят о закупках по 223-ФЗ или 44-ФЗ. Хотя коммерческие организации также используют состязательные способы отбора поставщиков, именно выполнение требований 223-ФЗ вызывает наибольшее число вопросов у закупщиков.

В статье описаны основные тонкости, связанные с выбором данной формы закупок, и поэтапно описан процесс их проведения.

Особенности проведения электронных закупок по 223-ФЗ

По 223-ФЗ закупки бывают не только электронными и бумажными, но еще открытыми/закрытыми, конкурентными/неконкурентными.

В каких случаях электронные закупки проводить обязательно?

Все конкурентные электронные закупки по 223-ФЗ проводятся только на ЭТП (электронных торговых площадках) или, если этого требует закон, на ЗЭТП. Норма действует с 1 июля 2018 года. Она фактически исключает проведение закрытых электронных торгов между заранее отобранными участниками. 223-ФЗ ограничивает возможности проводить квалификационный отбор поставщиков, заключать с ними рамочные договоры и проводить быстрые электронные закупки.

Организация имеет право проводить электронные закупки на любой ЭП, однако закупки у СМСП необходимо проводить только на аккредитованных правительством ЭП.

Перечень аккредитованных правительством операторов ЭП:

Для всех электронных закупок правительством определены правила документооборота.

Все взаимодействие в рамках конкурсных процедур отбора происходит на ЭТП, и заказчик имеет ограниченное влияние на процесс, за счет чего обеспечивается прозрачность и беспристрастность отбора, исключается сговор и гарантируется равенство условий между всеми участниками.

Преимущества:

  • круглосуточный прием заявок на участие в торгах;

  • простота, открытость и удобство подачи заявок;

  • анонимность рассмотрения и снижение коррупционной составляющей;

  • автоматизированный контроль за действиями участников.

Способы проведения закупок в электронной форме

В 223-ФЗ определены 4 вида конкурентных закупок:

  • конкурс;

  • аукцион;

  • запрос котировок

  • запрос предложений.

Компания сама определяет, какую форму отбора поставщиков использовать для приобретения той или иной продукции. Правила выбора конкретной формы электронных торгов должны быть закреплены в Положении о закупках. 

Организация вправе выбрать свои формы проведения состязательного отбора поставщиков. Такие способы отбора могут называться тендером, запросом цен, состязательными переговорами. Однако правила их проведения и условия выбора, опять же, должны быть закреплены в Положении о закупках, и быть опубликованными до начала торговых и неторговых процедур отбора.

Этапы проведения по 223-ФЗ

Количество этапов зависит от регламентов организации, но в среднем по 223-ФЗ весь процесс проходит в 8 этапов. К этому можно добавить также этап квалификационного отбора, однако не каждая компания его использует.

Подготовка извещения о проведении закупки

В обязательном порядке составляется извещение о закупке, которое публикуется на сайте заказчика и на электронной площадке. В данном документе должны быть обязательно указаны:

  • способ и форма закупки;

  • контактные данные заказчика, организатора и других привлеченных к участию компаний;

  • название и url ЭТП;

  • предмет договора с указанием количества товара/объема услуг, а также краткое описание предмета закупки;

  • место поставки товара, работ, услуг по контракту;

  • и т.д.

Подготовка документации о закупке

Документация о закупке составляет единый пакет документов, наряду с извещением и проектом договора. В ней указывается порядок проведения закупки, требования к участникам и характеристики закупаемой продукции. По многим пунктам этот документ повторяет текст извещения, но есть и отличия.

В документации о закупке также указывают:

  • требования к характеристикам закупаемой продукции;

  • требования к содержанию и форме заявок;

  • требованию к описанию продукции или услуг поставщика;

  • требования к поставщикам;

  • критерии выбора поставщика;

  • и т.д. 

Подготовка разъяснений

Если у участников закупки возникнут вопросы, то заказчик обязан ответить на них в установленный законом срок. Обычно это 1–3 рабочих дня до окончания приема заявок. Разъяснения не вносят существенные изменения в условия договора, а только уточняют его положения для участников. Если же закупщик захочет изменить текст документации или извещения, то для этого предусмотрена отдельная процедура.

Изменение извещений и документации

Заказчик вправе вносить изменения в документы, сопровождающие закупку, однако он должен это сделать:

  • до конца срока приема заявок;

  • продлить сроки приема заявок после публикации изменений;

  • опубликовать изменения в ЕИС, на своем сайте и на ЭТП.

Подача заявок

На этом этапе эстафета переходит к поставщикам. Заявка поставщика должна точно соответствовать требованиям, указанным в документации и извещении. Инициатор закупки вправе проверить точность и актуальность сведений, указанных в заявке.

Открытие доступа к заявкам

Заказчик вправе дополнительно указать в своем Положении о закупках, каким образом будет происходить вскрытие заявок. Если будет подана только одна заявка, то закупка считается несостоявшейся.

Рассмотрение заявок

Заявки рассматривает закупочная комиссия, которая оценивает, насколько предложение поставщика соответствует требованиям, указанным в документации.

  • все действия закупочной комиссии протоколируются;

  • если всего одна заявка прошла отбор, то закупка считается несостоявшейся;

  • закупочная комиссия вправе запросить у участников дополнительные сведения, что нужно отразить в протоколе заседания.

Выбор победителя

Закупочная комиссия выбирает победителя на основе правил, которые указаны в Положении о закупках. Участники ранжируются в зависимости от набранных баллов, начиная с первого места. Все действия протоколируются, чтобы процедура была полностью прозрачный. Итоговые протоколы направляются участникам. С победителем закупки заключается договор в установленный законом срок.

На что обратить внимание

  1. Положение о закупках — это главный документ, который регламентируют все процедуры по 223-ФЗ. Положение не должно противоречить основным российским законам. Все закупочные процедуры должны быть подробно описаны, чтобы координировать работу участников.

  2. Автоматизация — регламенты можно автоматизировать, чтобы повысить скорость и точность процедур. Чем точнее компания составляет документацию, чем быстрее готовит разъяснения и протоколы, тем меньше шансов столкнуться с претензиями со стороны регуляторов и потерять хороших поставщиков.

Автоматизация закупок под 223-ФЗ

Comindware Управление закупками поможет быстро автоматизировать любые закупочные регламенты и усилить контроль за их выполнением. Достигается это за счет Low-code инструментов, которые позволяют быстро и без навыков программирования настроить систему под конкретные регламенты. В продукте уже реализованы типовые этапы закупочного процесса и представлена усредненная модель данных, которую легко доработать под конкретное Положение о закупках.



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Закупки