Виды закупок — государственные и коммерческие
09.07.2022
Закон устанавливает виды закупок только для государственных организаций и компаний с государственным участием. Остальные организации могут закупать нужную продукцию любым способом, если это не противоречит положениям гражданского и уголовного кодексов.
В статье дана классификация основных видов государственных закупок с небольшими комментариями, а также приведены способы закупок на предприятиях коммерческого сектора.
Государственные закупки
44-ФЗ регулирует закупки госучреждений, а 223-ФЗ закупки компаний с государственным участием. Любую государственную закупку можно квалифицировать по 4 способам проведения:
торговая и неторговая;
открытая и закрытая.
Например, компания проводит закрытый электронный аукцион по 223-ФЗ. Аукцион по умолчанию относится к конкурентным и торговым процедурам отбора поставщиков, однако может проводиться в электронном и бумажном виде, а также открытым и закрытым способом.
У каждого способа закупки существуют свои правила. В этом плане 223-ФЗ накладывает гораздо меньше ограничений на закупщиков, чем 44-ФЗ. В частности госкомпании могут самостоятельно определять иные конкурентные и неконкурентные способы отбора поставщиков. Например, состязательные переговоры. Однако 223-ФЗ прямо обязывает госкомпании указывать в своем положении о закупке условия выбора того или иного способа отбора поставщика наряду с теми, что уже установлены законом.
Организации, находящиеся в сфере влияния 44-ФЗ, такой свободы лишены и вынуждены использовать только те виды закупок, которые прямо предписаны законом. Их всего 8.
Конкурентные способы отбора | Неконкурентный способ отбора | |
Открытые | Закрытые | Закупка у единственного поставщика |
Электронный аукцион | Закрытый аукцион | |
Открытый электронный конкурс | Закрытый конкурс | |
Электронный запрос котировок | Закрытый аукциона в электронной форме | |
Закрытый конкурс в электронной форме |
Конкурентные и неконкурентные закупки
В 44-ФЗ описан всего лишь один вид неконкурентной процедуры — закупка у единственного поставщика, которую можно провести только в случаях, установленных законом. Их не так уже и мало — порядка 60 пунктов (некоторые утратили силу), однако госучреждения все равно чаще используют конкурентные способ отбора — до 63 % всех контрактов по 44-ФЗ в 2021 году заключены в результате электронного аукциона. Стоит отметить, что ч.12 статьи 93 разрешает приобретать товары у единственного поставщика по упрощенной процедуре, если сумма контракта не превышает 3 млн рублей.
В 223-ФЗ ситуация иная — в 2021 году больше половины контрактов заключены в результате закупок у единственного поставщика. Такой формат более удобен для госкомпаний, поскольку организация конкурентных процедур требует специальной методической подготовки и занимает много времени, а также накладывает некоторые ограничения на закупщика. (см. таблицу)
У госкомпаний гораздо больше возможностей проводить именно неконкурентные закупки. Что же касается самого понятия конкурентности, то оно имеет не столько экономический, сколько юридический смысл. 223-ФЗ прямо указывает на критерии, которым должны соответствовать конкурентные закупки:
Информация размещена в ЕИС, или направлены прямые приглашения не менее двум участникам, если размещение информации в ЕИС невозможно.
Созданы условия для честной конкуренции между всеми участниками отбора.
Выполнены требования ч. 6.1 ст.3 223-ФЗ применительно к описанию предмета закупки.
Несоблюдение хотя бы одного из этих условий автоматически делает закупку неконкурентной, однако это часто имеет минимальные юридические последствия для компаний, поскольку 223-ФЗ содержит минимум ограничений по выбору того или иного способа заключения контракта с поставщиком.
Торговые и неторговые закупки
Для 44-ФЗ фактически не предусмотрено каких-либо иных конкурентных процедур, кроме торговых. В 223-ФЗ существуют свои тонкости.
К торговым процедурам относятся только конкурсы, аукционы, запросы котировок и запросы предложений. Иные процедуры конкурентного отбора будут считаться уже неторговыми, и в этом есть небольшая хитрость. Дело в том, что ст. 447 и ст. 448 ГК РФ обязывают заказчика заключить договор с победителем торгов. Кроме того, закон устанавливает минимальные сроки размещения документации о закупке в ЕИС для всех торговых процедур. Заказчику это невыгодно, так как он не может заключить быстрый контракт или отказаться от его заключения с победителем торгов. Неторговые процедуры накладывают на заказчика меньше подобных обязательств, поэтому выглядят более предпочтительными. Однако неторговые процедуры отбора можно использовать не всегда. Например, в случае закупок у СМСП контракты должны быть заключены только по результатам электронных торгов.
Электронные и бумажные закупки
Речь идет о форме документооборота. В 44-ФЗ бумажный документооборот можно использовать в тех случаях, когда документация о закупке содержит государственную тайну. Во всех остальных случаев предписана электронная форма документооборота.
Для 223-ФЗ таких жестких ограничений не существует, за исключением двух случаев:
закупки у СМСП;
приобретение продукции из перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной в форме
В остальных случаях компании могут выбирать между электронным и бумажным документооборотом. Интересно, что в бумажной форме заключается большая часть контрактов с единственным поставщиком — 70 % от всех таких контрактов в 2021 году.
Закрытые и открытые закупки
Все закупки, сведения о которых запрещено публиковать в ЕИС, проходят в закрытом режиме. Это равно справедливо и для 44-ФЗ, и для 223-ФЗ. В основном это касается контрактов, заключенных в сфере оборонного заказа и космической отрасли. Для 44-ФЗ основания для проведения закрытых процедур отбора указаны в статье 24 ч. 11 и 12. Для 223-ФЗ и 44-ФЗ правительство может определять список товар, поставщиков и организаций, сведения о которых нельзя публиковать в ЕИС, даже если они не составляют государственной тайны.
Если кратко резюмировать положения законов, то закупка должна проходить в открытом режиме, если обратное не установлено законом. То есть если организация будет приобретать товары в закрытом режиме без веских на то оснований, то ФАС сочтет это нарушением.
Коммерческие закупки
В отличие от государственных организаций предприятия расходуют свои деньги, поэтому могут закупать продукцию так, как им это удобно и выгодно. Главное, выполнять положения гражданского и налогового кодекса. Например, если поставщик не выполнит условий контракта по каким-то причинам, то у налоговой инспекции могут возникнуть подозрения, а не была ли сделка фиктивной?
В целом частные компании выстраивают иначе, чем госкомпании, свои отношения с поставщиками. Во-первых, предприятия нацелены на длительные отношения с поставщиками, во-вторых, на стандартизацию этих отношений в части условий поставок. Например, выполнение требований по упаковке, по документации грузов, по сопровождению и трекингу и так далее. Договоры часто бывают долговременными с оплатой по факту получения товара. Например, розничной сети магазинов невыгодно каждый раз заключать договоры с поставщиком, который привозит продукцию по требованию менеджера, поэтому логично заключить рамочный договор.
Автоматизация разных видов закупок
В 10-ые годы крупные компании, такие как Газпром и Аэрофлот, использовали собственные электронные площадки для закупок, которые еще называют кэптивными, хотя термин встречается все реже.
Сейчас госкомпании и госучреждения обязаны проводить большинство закупок на внешних ЭТП и размещать сопроводительную документацию в ЕИС. Даже предприятия коммерческого сектора проводят все те же электронные и конкурсы либо на ЭТП, либо на собственных торговых площадках.
За юридическими тонкостями легко упустить прямой экономический эффект, который стоит за выбором той или иной закупочной процедуры. Требования регуляторов, хотя и создают благоприятные условий для бизнеса в стране, все же вызывают немалые трудности у закупщиков и продавцов. Рациональная организация процесса помогает компаниям извлечь максимум эффекта из конкурентных процедур отбора поставщиков и видеть в 223-ФЗ и 44-ФЗ не препятствия, а новые возможности для оптимизации своей закупочной деятельности.
Comindware Управление закупками создана для оптимизации закупочного процесса в государственных и коммерческих организациях. Основной фокус сделан на контроле процессов, которые можно настроить с учетом регламентов организации. Это можно быстро сделать с помощью простых инструментов, которые будут понятны любому специалисту по закупкам.
автоматизация планирования от сбора заявок до подготовки к закупочным процедурам;
работа с поставщиками от квалификации до контроля поставок;
поддержка полного цикла ЭДО;
порталы поставщиков с поддержкой электронных аукционов и конкурсов;
поддержка справочников.
Опубликовано: в разделе Закупки