Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Решения
  5. Система управления поставками и цепями поставок

Система управления поставками и цепями поставок

Для управления цепями поставок используют различные классы информационных систем от ERP до TMS. Мы предлагаем взглянуть на управление цепями поставок, как на связанные друг с другом бизнес-процессы, которые можно автоматизировать с помощью low-code платформы. Преимущество предложенного подхода к автоматизации — сокращение затрат на обслуживание информационных систем.

Что такое SCM?

Supply chain management (SCM), или управление цепями поставок — это совокупность координационных механизмов и процессов, которые обеспечивают доставку продукции до конечного потребителя с минимальными логистическими издержками.

Концепция SCM охватывает все этапы жизненного цикла товара — от разработки продукта до его продажи конечному потребителю. В цепочку поставок входят поставщики сырья, производитель самой продукции, многочисленные посредники. Все участники взаимодействуют друг с другом в рамках материальных, финансовых и информационных потоков.

Основная цель управление цепочками поставок — снизить расходы на логистику, чтобы повысить конкурентоспособность продукции на рынке, сделав ее доступней и дешевле для клиента.

Управление цепочками поставок обычно разделяют на три уровня:

Стратегический уровень включает в себя определение стратегии цепочки поставок, выбор поставщиков, разработку продуктов и услуг, а также установление стандартов качества. Все эти решения будут иметь значения в долгосрочной перспективе.

Тактический уровень — на этом уровне разрабатываются планы и процедуры, помогающие достичь стратегических целей, что включает планирование производства, закупок, логистики и управления запасами.

Операционный уровень — уровень ежедневных операций, необходимых для поддержания цепочки поставок, направленных на управление складами, обработку заказов, доставку товаров и обслуживание клиентов.

Функции SCM

На управление цепочками поставок влияют множественные факторы, которые могут спровоцировать появление проблем: нестабильность рынка, недостаточная надежность поставщиков, неэффективная логистика и неправильное управление запасами могут привести к задержкам поставок, низкому качеству товаров и увеличению затрат.

Функции управления цепочками позволяют компаниям эффективно управлять ресурсами и процессами, адаптируясь к новым условиям и требованиям.

К ним относятся:

  • Планирование и прогнозирование спроса

    Определение потребностей клиентов и планирования производства и закупок на основе этих данных, анализ исторических данных о продажах, прогнозирование будущих тенденций и учёт сезонных колебаний.

  • Управление запасами

    Оптимизация уровня запасов, контроль за расходами на хранение и обеспечение своевременной доставки товаров клиентам.

  • Управление поставщиками

    Важной частью SCM является выбор и управление поставщиками, оценка надёжности поставок и стоимости.

  • Логистика

    Транспортировка товаров от поставщиков до конечных потребителей, выбор наиболее эффективного маршрута, оптимизация затрат на перевозку и управление складскими операциями.

  • Управление рисками

    Речь идёт о таких рисках, как задержки поставок, проблемы с качеством продукции или изменения рыночной конъюнктуры.

  • Анализ данных

    Для принятия решений необходимо анализировать большие объемы данных о продажах, запасах, поставках и затратах.

  • Взаимодействие с клиентами

    Обработка заказов, управление возвратами и обслуживание клиентов для повышения их лояльности и удовлетворенности сервисом.

  • Управление проектами

    Управление проектами требуется при внедрении новых технологий или оптимизация процессов.

  • Обучение и развитие персонала

    Обучение и развитие персонала необходимо для эффективного выполнения своих задач.

  • Контроль качества

    Контроль на всех этапах цепочки поставок, начиная от выбора поставщиков и заканчивая доставкой товаров клиентам.

Методы реализации управления цепочками поставок

Методы реализации концепции SCM представляют собой различные подходы к организации и управлению процессами в цепочке поставок.

Перечислим некоторые из них:

  • Информационный подход использует информационные технологии для сбора, анализа и обработки данных о цепочке поставок.
  • Организационный подход учитывает организационную структуру компании и ее взаимодействие с другими участниками цепочки поставок.
  • Системный подход предполагает рассмотрение всей цепочки поставок как единой системы, где элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.
  • Процессный подход фокусируется на последовательности операций, необходимых для достижения целей SCM.

и другие.

Процессный подход к управлению цепочками поставок является одним из ключевых методов реализации SCM и помогает выявить слабые места в цепочке поставок и принять меры по их устранению.

Что такое процессный подход к управлению цепочками поставок?

Процессный взгляд на SCM — это взгляд на сеть интегрированных друг с другом бизнес-процессов. Бизнес-процессы — это последовательность действий и операций, направленных на превращение ресурсов в результат, например, закупку материалов у поставщика.

Сток и Ламберт в книге «Стратегическое управление логистикой» приводят следующую классификацию типовых логистических бизнес-процессов:

  • управление взаимоотношениями с потребителями;
  • обслуживание потребителей;
  • управление спросом;
  • управление выполнением заказов;
  • управление производством/операциями;
  • управление снабжением;
  • разработка продукта и доведение его до коммерческого использования;
  • управление возвратными материальными потоками.

Однако это только абстракция. Дело в том, что каждая компания имеет свои уникальные логистические процессы, которые интегрированы в рамках цепочки создания ценности.

Связь логистических бизнес-процессов и стратегии предприятия

Вспомним классическую модель SWOT-анализа. У каждой компании есть свои сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Внешние и внутренние факторы определяют на стратегию организации, которая уже влияет на организационную структуру, сотрудников компании, финансовые потоки, технологии и другие элементы системы управления.

Например, способы сбыта продукции определяют модель взаимодействия с потребителем, а также откладывает отпечаток на другие процессы.

  • Доставка продукции через интернет требует взаимодействия с большим числом посредников, а также большого количества логистических узлов, которыми надо управлять.
  • Доставка продукции напрямую потребителю по заранее заключенным договорам требует проработанных процедур планирования, а также отлаженной производственной логистики.

Также нужно учесть, что у каждой компании свои цели. Кто-то стремится стать ближе к потребителю, кто-то нацелен на сокращение издержек, а кто-то занимается интеграцией поставщиков. Огромную роль в реализации логистической стратегии играют информационные системы.

Системы для управления цепочками поставок

Систем для автоматизации управления логистикой существует огромное множество. Нет такой системы, которая могла бы управлять всеми цепями поставок, а также автоматизировать все логистические функции. Компании вынуждена последовать внедрять решения и технология, чтобы автоматизировать часть функций и процессов.

Наверное, самым известным продуктом для автоматизации цепей поставок являются платформы SAP и Oracle. Эти компании дают возможность выстроить вокруг ERP-ядра отдельные модули или решения для автоматизации функций и процессов.

Однако любая сложная ИТ-архитектуры создает ряд проблем, которые обострились после ухода с российского ИТ-рынка иностранных компаний.

  • Трудности с поиском российских аналогов продукции SAP, Oracle, IBM и других иностранных компаний.
  • Внедрение новых продуктов — это всегда трудоемкий, долгий процесс, который несет скрытые риски.
  • Высокие затраты на интеграцию и обслуживание систем.
  • Проблемы с оценкой эффективности вложений в ИТ-архитектуру.
  • Сложности с управлением бизнес-процессами.
  • Необходимость создавать дополнительные центры компетенций, чтобы обучать персонал и помогать ему в работе.
  • Трудоемкость подготовки управленческой отчетности.

Автоматизация бизнес-процессов в SCM

В рамках управления цепями поставок всегда можно выделить один сквозной бизнес-процесс — от закупки производственных материалов до доставки готовой продукции потребителю. Такой процесс можно декомпозировать на отдельные составляющие:

Как правило процесс — это комбинация бизнес-функций, информационных систем и людей, который объединены по принципу производственного конвейера. Для его нормальной работы нужны интеграционные и координационные механизмы. Такими механизмами являются системы управления бизнес-процессами (Business Process Management System).

BPMS позволяют спроектировать модель бизнес-процесса, чтобы стандартизировать правила передачи информации от одного участника к другому. Например, один сотрудник отправляет заявку на приобретение материалов, затем система автоматизации склада проверяет товарные остатки, после чего заявка поступает в отдел логистики и так далее по модели процесса.

Существенным недостатком BPMS является тот факт, что такие системы не автоматизируют отдельные бизнес-функции, поэтому уступают специализированным логистическим системам по своим функциональным возможностям. Это проблему позволяют исправить low-code платформы.

Гибкая система управления поставками

Low-code BPMS, такие как Comindware Business Application Platform, позволяют создавать бизнес-приложения, практически не работая с кодом. Такие платформы позволяют управлять любыми процессами в рамках цепочки поставок, а также служат основой для интеграции систем.

Например, в платформе можно создать бизнес-приложение для управления работой с различными партнерами, включая тех, кто предоставляет материалы, участвует в распространении и поддержке продуктов и услуг.

Пример функциональных возможностей Comindware Управление закупками, которая была полностью создана в платформе силами одного бизнес-аналитика:

  • Отслеживания условий поставки
  • Управления изменениями
  • Хранения документов и данных о поставщиках
  • Согласования условий договоров и управления контрактами
  • Сбор заявок на проведение закупок
  • Составление план-графика закупок
  • Утверждение бюджетов
  • Проверка складских остатков
  • Решение для управления поставками и цепочками поставок

Решения, созданные при помощи Comindware Business Application Platform, способны управлять именно цепочкой поставок, а не отдельными процессами, функциями или объектами. При этом в платформе можно сделать аналог для замены модулей, созданных на основе иностранных систем.

Обеспечьте эффективное управление цепочками поставок и автоматизацию потоков информации, материалов и денежных средств в направлениях как от поставщика к клиенту, так и от заказчика до поставщика.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Решения