Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Бизнес-процессы
  5. Регламентация бизнес-процессов

Регламентация бизнес-процессов

Регламентация бизнес-процессов предполагает описание процессов взаимодействия разных сотрудников предприятия.

Важно отличать регламентацию бизнес-процессов от инструкции, которая касается в большинстве случаев только одного конкретного исполнителя.

То есть, всё множество инструкций по выполнению конкретных работ для каждого пользователя представляют собой один массив данных. В свою очередь, регламентации составляются по каждому бизнес-процессу и описывают порядок взаимодействия всех включённых в конкретный бизнес-процесс пользователей, при этом каждый процесс составляет отдельный массив данных.

Регламентация бизнес-процессов является необходимым этапом для того, чтобы затем провести цифровую трансформацию бизнеса с использованием BPMS или иных систем.

Однако сама регламентация требует вдумчивого и грамотного подхода. В противном случае она может оказаться некачественно выполненной, в связи с чем поставленные цели не будут достигнуты, а последующая цифровая трансформация почти ничего не даст.

Цель регламентации бизнес-процессов

В большинстве случаев регламентация преследует следующие цели:

  • Поиск и устранение «узких мест» бизнеса, которые могут являться причиной перерасхода ресурсов организации – времени, финансов.
  • Стандартизация бизнес-процессов, выработка определённых шаблонов для каждого из них.
  • Накопление опыта и знаний. Когда конкретный регламент отсутствует, всё происходит стихийно, и накопление базы знаний невозможно.
  • Полноценный и качественный контроль за прохождением бизнес-процессов на всех этапах.
  • Уменьшение количества ошибок в работе, сокращение времени на обработку запросов, повышение мотивации сотрудников.
  • Внутренний аудит.

В целом можно говорить о том, что если регламентация бизнес-процессов не проведена, если все принципы работы находятся в головах сотрудников, то отсутствует и чёткое понимание того, почему нужно придерживаться сложившихся правил, и возможность контроля. Очень сильно возрастает роль человеческого фактора.

Второй крупный недостаток – невозможность внесения улучшений. Пока не проведена регламентация, недостатки существующего принципа работы тоже не видны. А если вносить изменения, то трудно понять, к каким результатам они реально приводят.

Поэтому регламентация бизнес-процессов совершенно необходима для любого бизнеса.

Как проводится регламентация бизнес-процессов

Чтобы регламентация бизнес-процессов была выполнена правильно, потребуется определить для каждого из процессов несколько параметров.

  • Владелец процесса (лицо, которое им управляет).
  • Входы и выходы процесса («вход» – событие, инициирующее бизнес-процесс, «выход» – событие, завершающее его).
  • Участники бизнес-процесса.
  • Используемые технологии и ресурсы.

Перед тем, как проводить регламентацию, крайне важно отделить данный бизнес-процесс от всех других, чтобы избежать любых дублей, например, дублирования полномочий разных сотрудников. За каждый бизнес и процесс и за каждый его этап должен отвечать только один человек.

Ещё важно сразу продумать:

  • Систему контроля с использованием показателей.
  • Систему внесения изменений и модернизации.

На практике часто бывает так, что у высшего руководства компании (директора, собственники, акционеры) одни интересы, включающие стратегическое развитие, а у топ-менеджеров – другие, не включающие такое развитие. Поэтому о том, как будет проводиться сбор информации и статистики, тоже стоит подумать заранее.

Современные системы BPM, позволяющие собирать обширную статистику, уже одним этим дают большое пространство для будущего роста и развития.

Типичные ошибки при регламентации бизнес-процессов

Главной ошибкой, когда проводится регламентация бизнес-процессов, можно считать простое формальное конспектирование используемых принципов, без их анализа и внесения изменений.

Также приходится сталкиваться с тем, что:

  • Не выстроена система целей и задач.
  • Бизнес-процессы разных уровней смешиваются друг с другом.
  • Отсутствует полноценное понимание границ разных процессов.
  • Нечётко определены входы и выходы.
  • Регламентация проводится поспешно и бессистемно.
  • Созданный регламент слишком субъективен и отражает точку зрения своего автора, но с ним могут не согласиться другие сотрудники.

Чтобы избежать таких промахов, полезно начинать с отделения бизнес-процессов друг от друга и с определения целей и задач. Также весьма желательно обсуждать готовые регламенты со всеми участниками бизнес-процесса.

После того, как регламентация бизнес-процессов выполнена, можно приступать к их формализации с помощью систем класса BPM или low-code. Системы low-code, например, платформа Comindware Business Application Platform, имеют столь же большое количество возможностей, как и BPMS, и смещают центр тяжести усилий по разработке бизнес-приложений и дальнейшей их адаптации к новым требованиям бизнеса с программистов на аналитиков. Цифровая трансформация с их помощью позволяет перейти на новые принципы работы более плавно и принести хорошие результаты – но только если регламентация была проведена грамотно и с учётом всех нюансов.

Закажите демонстрацию Comindware Business Application Platform и объективно оцените её преимущества для решения ваших задач.

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Бизнес-процессы