Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Закупки
  5. Цифровизации закупок — от Excel к SRM

Цифровизации закупок — от Excel к SRM

Цифровизация закупок в российских компаниях идет не первое десятилетие. Каждый год бросает новые вызовы и возможности, а также приносит новые технологии для трансформации закупочной деятельности.

Разбираемся, какие технологии для повышения эффективности закупок сохранят актуальность в ближайшие 5 лет.

Цифровизация закупок — основы

Цифровизация закупок — это процесс внедрения информационных технологий для оптимизации закупочной деятельности. В самих закупках можно условно выделить 3 больших направления цифровизации:

  • цифровизация аналитического аппарата,
  • цифровизация бизнес-процессов,
  • цифровизация материальных потоков.

Для каждого из этих направлений существуют свои программные продукты, технологии и подходы к внедрению.

Excel как точка входа в цифровизацию закупок

Наверное, самым универсальным и распространенным средством цифровизации закупок будет обычная таблица в Excel. Таблицы могут многое, особенно в руках профессионала:

  • решить задачу «купить или произвести самому»;
  • рассчитать потребность в материалах с учетом спроса на продукцию;
  • вычислить оптимальную точку заказа на месяц вперед;
  • хранить данные о поставщиках и их продукции;
  • вести сводный бюджет при планировании закупок на будущий год;
  • рассчитать оптимальную стоимость заказа с учетом логистических издержек.

Несмотря на свою универсальность, Excel становится бесполезным по мере роста компании и усложнения функции закупок. Причин здесь несколько:

  • в процессе становится слишком много участников — сотрудники, поставщики, логистические компании, таможенные органы;
  • быстрые решения — результат быстрого анализа, однако с ростом бизнеса данных становиться слишком много для одного Excel файла, к тому же данные еще нужно собрать, обработать и внести в таблицы;
  • решение сложных задач в Excel невозможно без навыков, а ими редко обладают все сотрудники, отвечающие за результат закупок;
  • увеличение объема закупок, усложнение процедур отбора поставщиков и удлинение логистических цепочек ведет к усложнению документооборота.

Excel просто не справляется с возросшим потоком информации, не позволяет стандартизировать и упростить бизнес-процессы, а также подготовить данные к автоматизации. Дело в том, что Excel не позволяет быстро извлечь данные для обработки. Например, бухгалтерии и менеджеру по закупкам нужны разные срезы учетных данных, но как их быстро извлечь из Excel файла, да еще представить в удобном виде?

От Excel к ERP — от хаоса к структурированным данным

В конечном счете, усложнение информационных, материальных и финансовых потоков ведет к неизбежной децентрализации закупочной функции, а это требует более технологичных решений.

На этом этапе компания обычно задумывается о внедрении ERP. Данный класс систем способен внести некоторый порядок в учетные данные, ускорить транзакции, удешевить документооборот и повысить эффективность комплаенса.

Действительно, внедрение учетной системы является важным этапом в цифровизации закупок, однако на практике многие проблемы остаются нерешенными.

  • Внедрение ERP не делает взаимодействие между участниками закупок более простым, быстрым и прозрачным.
  • Excel зачастую справляется с анализом данных лучше, чем ERP-системы, которые созданы в основном для автоматизации учета.
  • Работа в ERP требует не меньших навыков, чем работа в Excel.
  • За пределами ERP остается значительная часть документооборота, связанная, например, с разработкой ТЗ для поставщиков.

Часть проблем можно решить за счет приобретения специализированного софта. Например, компания может внедрить BI-систему, чтобы упросить работу с заказами. Сотрудник заходит в систему и видит, какую продукцию, в каком объеме он должен заказать к выбранной дате, чтобы получить максимальную выручку. Подобные вычисления можно сделать в таблицах Excel, но это потребует больших навыков, времени и опыта, которых может не быть у рядового сотрудника, нанятого для заполнения прилавков в магазине. Можно пойти другим путем и разработать отдельный BI-модуль для ERP, но не факт, что у компании хватит на это ресурсов, экспертизы и времени. К тому же, учетные системы прежде всего хранят транзакционные данные, а не данные бизнес-аналитики или данные бизнес-процессов.

В конечном счете компании придется закупать дополнительные информационные системы для оптимизации закупок даже в том случае, если проект внедрения ERP уже был реализован.

От ERP к BPMS — от транзакций к процессам

BI-системы это очень хороши с точки зрения планирования, но функция закупок не ограничивается решением аналитических задач. Управление закупками — это сквозной бизнес-процесс, за его результат отвечают люди из разных подразделений организации, а зачастую даже из разных компаний.

Например, та же самая система BI вроде бы она упрощает работу и повышает результативность закупок, но все не так просто. Сотрудник формирует заказ с помощью BI, затем передает информацию о нем менеджеру по закупкам, тот проверяет складские остатки, связывается с поставщиком, передает заказ в отдел логистики. Информация о заказ идет дальше по цепочке до тех пор, пока машина с продукцией не привезет нужный товар в магазин, откуда был сделан заказ.

Перед нами пример развернутого бизнес-процесса со своими правилами, показателями эффективности, стоимостью и собственными уникальными данными, которых нет ни в ERP, ни в BI, ни в Excel-файле, или они все-таки есть, но плохо структурированы. Что это может быть?

  • данные заявки: имя заказчика, время заказа, код подразделения, список товаров, данные маршрута и т.д.
  • пакет документов: счета на оплату, договоры поставки, накладные и т.д.
  • статусы задач, статусы документов, статусы согласования договоров и т.д.
  • список ответственных исполнителей
  • бизнес-правила, списки задач, регламенты и т.д.

Выше приведен пример процессных данных, которые возникают при делегировании задач от одного участника к другому, а также при передаче информации из одной системы в другую. Все тот же пример с данными BI: сотрудник должен их оформить в заказ, а затем передать в отдел закупок. Задачу можно решить методом интеграции BI и ERP-системы, но это хорошо только в теории, поскольку ERP управляет транзакциями, а не процессами.

С данными заказа будет работать огромное количество людей до тех пор, пока машина не отгрузит последний ящик макарон заказчику. Чтобы управлять заказом на всем протяжении процесса, его нужно выделить в отдельную сущность, а затем задать правила его обработки.

Этим и занимаются Business Process Management System — системы для управления бизнес-процессами. От ERP их отличает большая гибкость: модели бизнес-процессов меняются регулярно, в то время как правила проведения транзакций относительно постоянны.

BPMS и SRM — сходства и различия

Supplier Relationship Management — управление взаимоотношением с поставщиками, а также одноименный класс систем для автоматизации закупок. Они хороши тем, что они предлагают некую эталонную модель взаимодействия с поставщиками.

Если посмотреть на совместное исследование RAEX и Сбера, то можно заметить, что еще в 2020 году основным драйвером автоматизации закупок были процессы, связанные с выбором поставщиков. Данный участок процесса закупок был автоматизирован на 80% в 51% компании, принявшей участие в исследовании.

SRM-системы дают возможность быстро пройти путь цифровизации закупок, но только на определенном участке. В самих закупках будет гораздо больше процессов, чем может закрыть стандартная SRM. Тот же процесс управления заказами, управления возвратами, управления поставками и многие другие процессы, которые составляют основу закупочной логистики. Часть процессов может казаться на первый взгляд малозначительной, но при более детальном рассмотрении вызывать сложности. Например, согласование цен на товары с поставщиками — в ритейле этот с виду простой процесс может насчитывать до 20 этапов.

BPMS как раз позволяют оптимизировать большую группу бизнес-процессов в закупках и при этом сохранить гибкость. Те же SRM требуют доработок на этапе внедрения, а BPMS платформы, особенно с поддержкой Low-code, позволяют комплексно проводить цифровизацию закупок.

Технологии, решения и альтернативы

Статья охватывает далеко не все направлении цифровизации закупок. За пределами статьи осталось управление материальными потоками в закупочной логистике, а там много интересных технологий — от систем управления складом до RFID-меток. При этом управление материальным потоком — это тоже процесс.

В данном случае Comindware Управление закупками позволяет компаниям полностью управлять всей совокупностью бизнес-процессов в закупках. Используя Low-code технологии можно быстро создавать бизнес-приложения, которые способны вобрать в себя функций многих систем — от ERP до SRM.

Заинтересовались тем, как Comindware Управление закупками помогает оптимизировать бизнес-процессы?

Заказать демо



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Закупки