Как построить схему бизнес-процесса: пошаговая инструкция
03.09.2025 · Время на прочтение: ~ 6 мин. · Актуальность: 03.09.2025
Автоматизация с помощью BPM-технологий по данным Forrester даёт 30–50% экономии времени на рутинных операциях, 15–30% — на сложных интеллектуальных задачах. Но до формализации и автоматизации, необходимо составить детализированную схему (диаграмму) бизнес-процесса. На первый взгляд, это может показаться простым делом. Однако не нужно забывать, что диаграммы — это не только последовательность действий, но и все те сопутствующие документы, сотрудники, ресурсы, которые являются частью бизнес-процесса.
Как составляются блок-схемы бизнес-процесса и о чём нужно помнить при их построении?
Какие задачи решают схемы бизнес-процессов?
Начало составлению диаграмм было положено в 1921 году, когда американский инженер Фрэнк Банкер Гилберт представил Американскому обществу инженеров-механиков (ASME) новый инструмент управления. Идея была в оптимизации рабочих операций за счёт разбиения их на минимальное число этапов, устранения лишних действий. ASME поддержало методику Гилберта, а в следующие десятилетия разработало стандартные символы диаграмм, превратив их в базовый инструмент управления.

Основные символы диаграмм Гилбрета-ASME
В 1950-х гг. инженеры General Electric создали диаграммы, которые быстро стали стандартом графического описания процессов, в 1980-х гг. с появлением методологий Всеобщего управления качеством и «Шесть сигм» построение схем стало частью программ улучшения.
Сегодня такая визуализация превратилась в стандартную практику, где диаграммы — практический инструмент анализа, автоматизации, оптимизации, который решает следующие задачи:
Задача | Конкретный результат |
---|---|
Анализ текущей деятельности | Визуализация взаимосвязей между отделами, выявление дублирования функций |
Унификация рабочих процедур | Фиксация единых правил в чётких регламентах выполнения операций |
Выявление точек оптимизации | Обнаружение и устранение «узких мест» |
Повышение качества операций | Снижение ошибок за счёт стандартизации, внедрения контрольных точек |
Формирование основы для автоматизации | Перевод словесных описаний рабочих операций в данные для внедрения BPM-систем |
Управление изменениями | Моделирование вариантов реорганизации |
Для описания бизнес-процессов используются специальные языки визуального моделирования — графические нотации. В Comindware Platform применяется нотация BPMN 2.0, которая помогает детально описывать процедуры любой сложности, понятна аналитикам и ИТ-специалистам.
Настоящая ценность карты бизнес-процессов в том, что она показывает, как разные операции, подразделения взаимодействуют между собой, раскрывая взаимосвязи, влияющие на повседневную работу вашей компании. Вы превращаете абстрактные идеи в чёткую, понятную картину того, как все части бизнеса работают вместе. Это позволяет анализировать и оптимизировать рабочие операции с максимальной эффективностью. Джеффри Динсмор, главный креативный директор Mural
Алгоритм построения схемы бизнес-процесса организации
Построение диаграммы можно разбить на несколько этапов. Работа начинается с определения границ процесса, отделения его от остальных смежных. Затем устанавливаются точки старта, завершения, внутри выделяются основные этапы. После проводится детализация с учётом разных сценариев. Не менее важный этап — распределение ролей участников, отражение вариантов работы с документами или данными. Завершающим шагом становится проверка разработанной диаграммы на соответствие реальной практике.
Этап 1. Определение и ограничение бизнес-процесса
Прежде чем перейти к графическому описанию бизнес-процесса, нужно отделить его от всех других. Для этого потребуется составить список всех бизнес-процессов предприятия.
Получается, чтобы составить одну диаграмму, понадобится разобраться с тем, как работает всё предприятие. Это непростая работа, но в конце концов, даже цифровая трансформация с помощью систем BPM — это не самоцель, она принесёт нужный результат, только если работа компании будет отлаженной, понятной.
Полезнее всего начать сразу составлять блок-схемы бизнес-процессов, участвующих в работе предприятия, как единую цельную (верхнеуровневую) карту. Впоследствии их нужно рассмотреть по отдельности, для каждого составить свою подробную диаграмму.
Этап 2. Задание точек начала и окончания, основных блоков
Любой процесс имеет начало (событие или действие, инициирующее его выполнение) и конец (достижение цели). После установления границ (начало, конец) вычленяются основные этапы. Например, при обработке клиентских заказов за начало берётся поступившая от клиента заявка, за конечную точку — момент передачи ему готового продукта (доставки). Этапами могут стать:
- Регистрация входящей заявки.
- Презентация клиенту продукта.
- Оформление конкретной заявки.
- Производство продукта (или поиск его на складе)/
- Отправка клиенту.
Этап 3. Детализация схемы бизнес-процесса
Предыдущий этап предполагает, что отработка процесса идёт по идеальному пути. Однако так бывает не всегда, поэтому нужно продумать альтернативные пути его движения, а также пути-исключения (при ошибках или сбоях).
В нашем примере, если клиент не уверен, что именно ему требуется, то после регистрации заявки она переводится на специалиста, который свяжется с клиентом, поможет ему с выбором, составит список товаров/услуг компании. Если на каком-то этапе клиент отказывается от покупки, то потребуется дополнительно провести работу с возражениями, для чего тоже должны существовать свои специалисты.
Графически описать пути движения процесса помогают развилки. После того, как они нанесены, диаграмма наиболее приближена к действительности и готова к практическому использованию (формализации с помощью систем BPM).

Пример схемы бизнес-процесса «От заявки до закупки», созданной в Comindware Platform
Бизнес-процессы имеют три типа путей протекания рабочего процесса: базовый (он же стандартный или «счастливый»), альтернативные и пути исключений. Базовый путь есть всегда и он только один. Обычно имеется один или несколько альтернативных путей и один или несколько путей исключений. Джеймс Проктор, управляющий директор Inteq Group, Inc. и автор книги «Mastering Business Chaos»
Этап 4. Задание ролей участников процесса, этапов обработки документов, баз данных
Kогда блок-схема бизнес-процесса в основных чертах готова, пришло время отразить:
- Роли участников — должности сотрудников, отделы предприятия, которые выполняют задачи.
- На каких этапах генерируются, подписываются документы, если процедура связана с движением документов, появляются или обрабатываются данные.
Дальнейшая детализация предполагает, что описываются дополнительные нюансы, например, способы коммуникации между разными отделами (по электронной почте или с использованием конкретного ПО и пр.).

Назначение исполнителей для пользовательской задачи в Comindware Platform
Этап 5. Проверка схемы описания бизнес-процесса
Прежде чем окончательно утвердить разработанную диаграмму, полезно сначала её проверить. Если руководитель компании или составитель не видят недочётов, стоит показать её владельцу процесса, сотрудникам, которые участвуют в данном процессе, учесть их пожелания. После этого вносятся окончательные правки в диаграмму, и её можно использовать.
Подбираете инструменты для автоматизации рабочих процессов? Запросите демонстрацию функционала Comindware Platform.
Заказать демоТипичные ошибки при построении диаграмм и как их избежать
При создании схемы бизнес-процесса нужно учитывать, что на любом этапе разработки могут возникать неточности, которые искажают логику, снижают практическую ценность диаграммы. Рассмотрим, какие типичные ошибки могут появляться при проектировании, как их избежать.
Ошибка | Как проявляется | Как избежать |
---|---|---|
Моделирование «идеального» процесса вместо реального | Схема бизнес-процесса организации отражает «как должно быть», а не реальные действия сотрудников | Проводить интервью с участниками процесса, фиксировать неформальные согласования |
Несоответствующий уровень детализации | Либо чрезмерная проработка с избыточным количеством шагов, либо излишняя абстракция без раскрытия сути процесса | Углублять детализацию только в ключевых или проблемных точках |
Неучтённые исключения | Отсутствие описания действий при сбоях или отклонениях | Для каждого этапа анализировать возможные сбои |
Неопределённость ролей и зон ответственности | Неясно, кто несёт ответственность за выполнение этапа | Указывать конкретные должности или роли в ответственных |
Игнорирование документооборота | Не указаны документы и данные, используемые или создаваемые на этапах | Для каждого этапа фиксировать входные и выходные документы, обозначать используемые системы и базы данных |
Несоблюдение единой нотации | Использование элементов разных нотаций | Использовать элементы только одной нотации |
Изоляция процесса от смежных операций | Процесс не интегрирован в общую цепочку операций организации | Проверять стыковку со смежными процессами, фиксировать межпроцессные события |
Перегруженность визуализации | Попытка отобразить все процессы на одном уровне | Разделять схемы по уровням, проводить декомпозицию подпроцессов на отдельных диаграммах |
Отсутствие процедуры валидации | Схема утверждается без тестирования и проверки со стороны владельца процесса | Проводить тестирование на реальных сценариях с участниками процесса |
Чек-лист готовности схемы бизнес-процесса к исполнению
Перед автоматизацией процесса нужно убедиться, что его схема готова к исполнению. Проверить все определяющие аспекты поможет контрольный чек-лист. Используйте его перед автоматизацией, что устранить ошибки в диаграмме.
- Границы процесса определены
- Обозначены точки входа и выхода (начало и конец).
- Определены все участники (роли/отделы).
- Процесс визуализирован
- Схема составлена в единой нотации.
- На ней отражены все этапы (блоки).
- Указаны все возможные ветвления.
- Детализация
- Каждый этап содержит конкретные действия.
- Для каждого действия определены:
- исполнитель,
- входные, выходные данные.
- Потоки данных проработаны
- Указаны все документы/данные на каждом этапе.
- Определены форматы данных (Excel, PDF и т.д.).
- Указаны системы-источники данных.
- Исключения и ошибки учтены
- На диаграмме отражены альтернативные сценарии.
- Прописаны сценарии при ошибках/отказах.
- Валидация проведена
- Схема проверена на реальном процессе.
- Получена обратная связь от участников.
- Выявлены, устранены противоречия.
- Готовность к автоматизации
- Схема стабильна (не меняется ежедневно).
- Все этапы формализованы.
Усовершенствование процесса не обязательно должно означать превращение всей работы в рутину. Значительные усилия в рамках BPM нацелены на итоговую эффективность сквозного процесса, а не просто на повышение контроля над отдельными действиями и задачами. Джанель Хилл, вице-президент Gartner Inc.
Используя решения на базе low-code платформы Comindware Platform для создания бизнес-процессов и последующей автоматизации, вы сможете вносить большинство изменений в работу системы без помощи ИТ-специалистов, создавать схемы бизнес-процессов онлайн через браузер в нотации BPMN 2.0, а также выбирать тот набор функций и возможностей, которые нужны вашей компании на данном этапе её развития.
Узнайте больше о возможностях Comindware Platform в построении диаграмм процессов и их исполнении, запросив персональную демонстрацию продукта.
Заказать демоПонравилась статья?
Поделитесь ссылкой
Опубликовано: в разделе Бизнес-процессы