Автоматизация P2P бизнес-процесса от закупки до оплаты

Библиотека бизнес-процессов

Автоматизация P2P бизнес-процесса от закупки до оплаты

Для старта автоматизации потребуется 1 сотрудник, ответственный за автоматизацию полного цикла P2P-процесса.

Подробнее Получить шаблон

P2P-закупки (Procure-to-Pay) — сквозной комплексный процесс от момента возникновения потребности и подачи заявки до финального расчёта с поставщиками. Его автоматизация помогает сделать управление всеми процедурами от закупки до оплаты прозрачными, контролируемыми и системными. Выстраивание и цифровизация P2P исключает хаотичные, неконтролируемые заказы, поддерживает финансовую дисциплину, снижает операционные и юридические риски, ускоряет взаимодействие между отделами.

Основные этапы процесса (в зависимости от специфики бизнеса содержание этапов и их последовательность могут меняться):

  1. Определение потребности
    Отдел, которому необходимы товары или услуги, оформляет заявку.
  2. Выбор поставщика
    Закупочный отдел проводит тендер, делает запрос предложений и пр., проверяет и выбирает поставщика, подписывает договор.
  3. Создание заказа
    Сотрудник отдела снабжения оформляет заказ (PO – purchase order), отправляет его поставщику.
  4. Приёмка
    Поставка сверяется со спецификациями, фиксируются расхождения или подтверждается исполнение.
  5. Согласование счёта
    Поставщик выставляет счёт.
  6. Оплата
    Бухгалтерия проводит платёж, который фиксируется в учётной системе.

Гибкое решение Comindware Управление закупками на основе Comindware Platform помогает компаниям выстраивать, оптимизировать и контролировать полный цикл от закупки до оплаты путём моделирования, регламентации, автоматизации и мониторинга работы отдела снабжения.

Как выглядит проблема?

Когда закупочный процесс не автоматизирован, он строится на ручных операциях, личных договорённостях, проводится при помощи разрозненных инструментов (Excel, почта, бумажные документы, телефонные звонки).

Как проходят неавтоматизированные P2P-закупки?

Заявки
  • Сотрудники отправляют запросы по почте, в чатах, по телефону.
  • Даже если данные фиксируются в Excel-файле, со временем он теряется или данные в нём устаревают.
Согласование
  • Менеджер вручную проверяет заказ.
  • Закупщик собирает подписи на бумажных документах или в почте.
Работа с поставщиками
  • Поиск контрагентов проходит через поисковые системы или «по знакомству».
  • Условия обсуждаются по телефону, коммерческие предложения — в почте или мессенджере.
Заказ и приёмка
  • Заказ поставщику оформляется в Word/Excel и отправляется вручную.
  • Накладные при приёмке товара сверяются «на глаз», акты подписываются с опозданием.
Оплата
  • Бухгалтерия вручную сверяет счета с PO и накладными.
  • Платежи задерживаются из-за ошибок в реквизитах или потерянных документов.

Проблемы неавтоматизированных P2P-закупок ведут к финансовым потерям, репутационным рискам, низкой результативности и выражаются в:

  • Ошибках из-за человеческого фактора
    Сотрудники путают суммы в счетах, пропускают сроки оплаты, теряют документы, принимают некачественный товар.
  • Потере контроля над бюджетом, перерасходе средств
    Товар закупается по высоким ценам в авральном режиме, заказы дублируются.
  • Долгих сроках
    Согласования затягиваются, ручная обработка документов увеличивает сроки поставок, парализует бизнес-операции.
  • Юридических и налоговых рисках
    Ошибки в оформлении актов и счетов-фактур создают проблемы при аудитах и грозят штрафами.
  • Слабой коммуникации
    Информационный разрыв между отделами приводит к тому, что часть сотрудников работает с противоречивыми или устаревшими данными по одному заказу, которой впоследствии задерживается или срывается.
  • Отсутствии аналитики
    При отсутствии оперативных данных о расходах компания не может принимать обоснованные решения, выявлять переплаты, прогнозировать расходы, оптимизировать бюджет.

Этот и 10+ других заготовленных бизнес-процессов для быстрой автоматизации предприятия доступны в библиотеке бизнес-процессов “Comindware шаблоны”.

Подробнее

Как автоматизировать и оптимизировать P2P-закупки?

Автоматизация процесса от закупки до оплаты в Comindware Управление закупками на основе Comindware Platform реализуется комплексно и трансформирует разрозненные процедуры в чёткую, контролируемую, экономически эффективную цепочку действий. Её основные этапы:

Определение участников и распределение ролей в procure-to-pay закупках

На данном этапе необходимо определить круг вовлеченных подразделений и сотрудников, разграничив их полномочия и зоны ответственности. Среди них:

  • инициаторы закупок,
  • служба снабжения, которая проводит тендеры, выбирает поставщиков, готовит договоры,
  • финансовый отдел — контролирует бюджет, проверяет счета,
  • бухгалтерия — проводит платежи,
  • юридическая служба, согласующая договорные условия,
  • логистический отдел, склад, принимающий поставки и др.

Закрепление ролей исключает дублирование функций и повышает управляемость.

Создание приложения для управления процессом от закупки до оплаты

Когда круг участников, их роли определены, нужно обозначить основные шаги, по которым проходят закупки. Для этого в Comindware Управление закупками разрабатывается исполняемая BPMN-диаграмма процесса от закупки до оплаты. Её построение в Comindware Platform происходит с помощью нотации BPMN 2.0. Дополнительно создаётся реестр с данными по сотрудникам, их ролям.

Разработка системы регламентов и контроля

Регламентирующие документы устанавливают правила работы и фиксируют зоны ответственности между сотрудниками. Стоит внедрить систему оценки эффективности работы, основанную на конкретных показателях нормативов и сроков. Это создаст прозрачную и управляемую систему закупок, где каждый участник понимает свои задачи и критерии оценки своей работы.

Разработка и оформление единого номенклатурного справочника и базы поставщиков

Единый номенклатурный справочник и база поставщиков значительно сокращают время на поиск необходимой для оформления заявок информации. В Comindware Управление закупками атрибутивный состав каталогов товаров и поставщиков и настраивается без программирования.

Мониторинг и выявление узких мест

После запуска процесса необходимо провести его мониторинг, чтобы выявить «узкие места» замедляющие закупки. Анализ поможет перераспределить нагрузку, оптимизировать последовательность операций. 

Со временем P2P-закупки можно оптимизировать в рамках более широкого S2P-процесса «от потребности до оплаты». 

Comindware

100% готовое решение

Comindware Управление Закупками

Оптимизированные бизнес-процессы закупок в готовом решении Comindware. Поставьте закупки под полный контроль.

Заказать демо

Создаем форму

В первую очередь необходимо создать основную стартовую форму окна заявки на приобретение товаров или услуг. На форме простым перетаскиванием мышкой в редакторе экранных форм можно задать любые атрибуты: поставщика, дату поставки, вид товара, его количество и пр. Дополнительно необходимо подготовить справочники по товарам, поставщикам, сотрудникам, другой информации, используемой при оформлении заявки.


Создаём основную стартовую форму окна заявки P2P-процесса


Создаем схему процесса

После проектирования основной формы необходимо приступать к разработке диаграммы процесса или модернизировать уже существующую из библиотеки шаблонов Comindware. В редакторе бизнес-процессов с помощью нотации BPMN 2.0 можно описать процессы любой сложности, отразив информацию о задействованных в закупках подразделениях, задачах участников, потоках, развилках, отражающих логику выполнения P2P-процесса.


После создания основной формы разрабатываеи диаграмму процесса или модернизировать уже существующую из библиотеки шаблонов


Условия каждого действия настраиваются low-code инструментами. Без программирования создаются и дополнительные формы согласования, уточнения деталей и пр., которые будут использоваться при работе над заявкой.

Когда диаграмма выстроена, стоит запустить процесс в тестовом режиме, чтобы провести мониторинг «узких мест», внести правки, если они необходимы.

В дальнейшем диаграмму можно доработать под меняющиеся бизнес-условия, добавляя новые задачи, подпроцессы и пр., или использовать вместе с шаблонами библиотеки процессов для:

Чтобы получить полный доступ к библиотеке «Comindware шаблоны», оставьте запрос,заполнив форму.

Самое время взять процессы под контроль.

Попробуйте и убедитесь, что это просто!

Получить доступ

Нужна SRM-система под P2P-закупки?

Узнайте о функциональных возможностях Comindware Управление закупками на персональной демонстрации.

Запросить демо

Отправить заявку

Все поля требуют заполнения.
Форма защищена reCaptcha.
Если у вас возникли проблемы при заполнении формы – сообщите нам.

Вам также может быть интересно:

Ищете другой процесс? Расскажите нам и мы добавим!


CNews
Skolkovo
bpm-award
tadviser
gartner
iaasssaaspaas
uppro
globalcio
goodin
kpru
Продукты Comindware ежегодно завоевывают престижные награды на основании отзывов клиентов и высокой оценки от ведущих экспертов.
Эксперты CNews высоко оценили low-code технологии в основе платформы Comindware — вендор вошел в число лидеров рынка в 2024 году.
Платформа Comindware — в тройке лидеров рейтинга BPM-систем 2024, заняв первое место по показателям универсальности.
Функциональные возможности low-code BPMS Comindware принесли уверенную позицию в топ-5 среди современных low-code платформ отечественного рынка.
Проекты клиентов Comindware ежегодно выставляются на суд экспертов конкурса «BPM-проект года»‎ и приносят звания финалистов, лауреатов, призёров.
В топ-5 ключевых российских разработчиков BPM-систем на российском рынке в 2023 году.
На основании отзывов клиентов продукт Comindware занимает первую позицию в рейтинге BPM-платформ на сайте аналитического агентства Gartner.
Comindware была отобрана экспертами портала Iaassaaspaas в число лучших BPM-систем и low-code продуктов для крупного бизнеса.
Comindware вошла в число ведущих поставщиков ИТ-решений для нефтегазовой промышленности.
Клиенты Comindware неоднократно становились участниками ежегодного конкурса Проект года Global CIO,
разделяя собственные отраслевые наработки с коллегами и пополняя лучшие практики.
Решения, созданные с применением технологий Comindware, регулярно представляются в номинации «Лучшие ИТ-инновации в недвижимости»‎ на Good Innovations.
BPM-платформа была признана одной из лучших среди аналогов в 2024 году.
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека бизнес-процессов
  4. От закупки до оплаты