Блог Comindware
  1. Вы здесь:
  2. Comindware
  3. Библиотека Comindware
  4. Цифровая трансформация
  5. Успешная ИТ-стратегия: рекомендации Gartner и экспертов цифровой трансформации

Успешная ИТ-стратегия: рекомендации Gartner и экспертов цифровой трансформации

По мнению Gartner, одним из важнейших целей современной ИТ-стратегии является создание обновленного ERP-ядра с базовым набором функций, ориентированных как на стандартизацию процессов, так и на поддержку данными и процессами другой коммерческой деятельности компании. Такую модель управления ИТ Gartner назвал двухуровневой:

Обновлённое ERP-ядро

Таким образом, стратегия развития ERP является одним из решающих факторов успеха ИТ-стратегии в целом. В отчёте “2018 Strategic Roadmap for Postmodern ERP” Gartner предлагает следующие рекомендации по разработке успешной ERP-стратегии:

  1. Уделите внимание таким компонентам ядра ERP, которые поддержат и обеспечат эффективную реализацию вашей стратегии цифрового бизнеса.
  2. Создайте двухуровневую модель управления, которая обеспечивает эффективное управление как системами учета, так и системами внедрения уникальных бизнес-процессов и инноваций.
  3. Уделяйте должное внимание основным компетенциям, необходимым для успеха ИТ-стратегии в современном мире — лидерству в изменениях, развитию талантов, интеграционной стратегии, стратегическому управлению вендорами и ориентированности на пользователя. Не стоит просто покупать ПО и внедрять его.
  4. Изучите не только традиционных поставщиков ERP. Это особенно актуально при поиске систем для реализации уникальных бизнес-процессов, которые обеспечивают конкурентоспособность компании, и обеспечения возможности внедрения инноваций.

Рекомендации экспертов цифровой трансформации

Андрей Коптелов Андрей Коптелов, BPM-эксперт, вице-президент ABPMP Russian Chapter, тренер, консультант, аналитик

Компания Gartner уже не в первый раз в своих материалах позиционирует необходимость расширения функциональности ERP-приложений, за счет внешних сервисов. Уже давно стало понятно, что монолитная ИТ-архитектура не удовлетворяет регулярно трансформируемым бизнес-процессам организации, и часть функционала информационной системы реализуется в виде собственной разработки или внешними сервисами, часто находящимися в облаке.

Основной вопрос, который приходится сейчас решать на ИТ уровне, это интеграция различных приложений в рамках сквозных бизнес-процессов, именно поэтому сейчас на хайпе технология RPA, которая позволяет «склеивать» внутренние и внешние приложения, а также микросервисная архитектура, которая позволяет уйти от монолитных приложений в ИТ-архитектуре.

Переход части ИТ-приложений в облако — процесс неизбежный, а интеграция с собственными внутренними ИТ-приложениями будет все сложнее при большом количестве изменений в бизнес-процессах. Поэтому, на дальнем горизонте планирования можно ожидать появления экосистем на корпоративных рынках ИТ-приложений, где между участниками экосистемы интеграция будет преднастроена.

На рынке B2C данный тренд уже давно существует, крупные платформы создали экосистемы, внутри которых часть проблем с интеграцией уже решена. Многомиллиардные бюджеты на ERP-приложения уходят в прошлое, конкуренция на ИТ-рынке и появление отраслевых решений даст возможность глобальным игрокам получить преимущество за счет создания типовых решений для различных процессов и перевода их в облако, и, вот тогда, начнется настоящая битва за корпоративного клиента на ИТ-рынке. Вопрос лишь когда это произойдет, с учетом уже вложенных компаниями инвестиций в существующие ERP-решения.

Михайлов Александр Михайлов Александр, MBA, эксперт по ИТ-стратегиям, Гендиректор компании «Консалтинг по управлению ИТ»

Мне удалось поучаствовать в нескольких сотнях проектов по разработке ИТ-стратегий и планированию цифровой трансформации компаний в России, вначале как разработчику программ и ИТ-директору, а потом как консультанту по управлению ИТ.

В целом, вполне могу согласиться с рекомендациями Gartner по двум уровням в современных системах ERP. Однако уточнил бы:

  • В ИТ-стратегиях кроме ERP надо рассматривать и другие информационные системы (CRM, BPMS, документооборот и др.), а также инфраструктуру ИТ (технические средства и связь), а также управление ИТ (персонал ИТ-службы, ИТ-процессы, оргструктура и др.). Скорее в виде интегрированной информационной системы компании;
  • Можно не только два уровня информационной системы компании выделить, но и три и даже больше:
    1. Сквозная автоматизация базовых информационных процессов компании (учетная система, а также единые для всей компании данные и классификаторы информации);
    2. Единая платформа для автоматизации бизнес-процессов. Эти бизнес-процессы должны базироваться на данных, единых для всей компании (например, адреса заказчиков и поставщиков), но могут создавать и свои данные;
    3. Отдельные прикладные решения для автоматизации специфических для данной компании бизнес-процессов по каждому из конкретным направлениям бизнеса.Эти программные решения можно поделить на:
      1. расположенные внутри компании (как в локальной сети, так и в частном «облаке» конкретной компании)
      2. программы других организаций и находящиеся в публичных «облаках» (число таких программ быстро растет, их использование стоит совсем недорого. Однако серьезные проблемы есть, в первую очередь в обмене информацией по вашей компании и конфиденциальностью информации).
Михаил Ермолаев Михаил Ермолаев, BPM-эксперт, член ABPMP, Управляющий партнер ТОО «GAB – group of outsourcing companies»

В обсуждениях проектов со своими клиентами, мы часто сталкиваемся с двумя заблуждениями.

Первое — о ERP-системах. Считается, что ERP-систему лучше не менять, поскольку она опирается на рациональные решения. «Кастомизировать систему дорого, поэтому, надо вносить в неё минимум изменений и лучше всего менять под нее свои процессы».  «Мы свой BPM-проект приостановим, потому что сейчас все заняты внедрением (новой) ERP-системы».

Не трудно догадаться, что имеется в результате. Система работает криво, потому что не соответствует процессам, а сотрудники перегружены вводом в нее различной информации, не успевая делать основную работу. Все ненавидят систему и «косятся» на консультантов-внедренцев, а заодно и на BPM-экспертов. А главное, теперь, компания стала «рабом» системы. Первая и важнейшая задача персонала – своевременно вносить данные в систему. Компания теряет гибкость и способность быстро реагировать на внешние изменения, корректируя свои процессы. В тысячный раз повторяется, что процессы – первичны, а ИТ-система – вторична и служит повышению эффективности процесса и/или сбору и обработке данных. Даже если речь идет о контроле себестоимости продукции.

Второе заблуждение — о людях. В погоне за роботизацией, компании утрачивают понимание важности системообразующего элемента – человека. Ни одна ИТ-система не способна обеспечить связь между людьми (принимающими и исполняющими решения) без действенного участия человека. ИТ-система лишь инструмент. Недооцененность важности человека в компании, приводит к нарушенным связям и коммуникациям. Это отражается и на действенности сквозных процессов в компании, и на эффективности функциональных процессов, и на эффективности использования ИТ систем, и на эффективности компании в целом. Сегодня, одной из ключевых, но ещё не осознанных в полной мере, является проблема дезинтеграции команд. Будущее – за интегральными командами, в которых основной акцент сделан на связях между людьми.

Денис Котов Денис Котов, Архитектор бизнес-процессов в Тинькофф

Одним из аспектов цифровой трансформации, на который я советую обратить внимание, является выбор базовых ключевых технологий – языков программирования, баз данных, операционных систем, систем контейнеризации. Эти технологии захватывают и первый уровень учетных систем, и второй уровень гибких процессов. Использование современных языков, например Kotlin или Go, позволяют одновременно:

  • Существенно экономить время на доработку процессов
  • Быть уверенным в том, что разработанные решения смогут быть поддержаны в будущем
  • Привлекать с рынка энтузиастов и сильных разработчиков

Также хочу отметить наличие огромного количества Open source решений, касающихся различных элементов инфраструктуры – авторизации, управления процессами, порталы для пользователей и так далее. Использование open source даёт независимость от вендоров, возможность модифицировать системы собственными силами и больший рынок специалистов. Но за использование open source надо платить необходимостью иметь внутренние компетенции.

Полная версия обзора “Цифровой бизнес: ИТ-стратегия ближайшего будущего”, часть которого являются приведённые выше рекомендации, доступна для скачивания.

Получить обзор

Вам также может быть интересно:



Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понравилась статья?

Поделитесь ссылкой

Опубликовано:  в разделе Цифровая трансформация