Блог Comindware

Цифровизации закупок — от Excel к SRM

Цифровизация закупок и логистики

Цифровизация закупок в российских компаниях идет не первое десятилетие. Каждый год бросает новые вызовы и возможности, а также приносит новые технологии для трансформации закупочной деятельности.

Разбираемся, какие технологии для повышения эффективности закупок сохранят актуальность в ближайшие 5 лет.


Цифровизация закупок — основы

Цифровизация закупок — это процесс внедрения информационных технологий для оптимизации закупочной деятельности. В самих закупках можно условно выделить 3 больших направления цифровизации:

Для каждого из этих направлений существуют свои программные продукты, технологии и подходы к внедрению.

Важность цифровизации в современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте невозможно переоценить. С точки зрения долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности, цифровая трансформация бизнес-процессов – уже не роскошь, а необходимость. Пол Стоун, эксперт по бизнес-процессам и цифровой трансформации FlowForma

Excel как точка входа в цифровизацию закупок

Наверное, самым универсальным и распространенным средством цифровизации закупок будет обычная таблица в Excel. Таблицы могут многое, особенно в руках профессионала:

Несмотря на свою универсальность, Excel становится бесполезным по мере роста компании и усложнения функции закупок. Причин этому несколько — рассмотрим их в таблице:

Причина
Последствия
Слишком много участников процесса (сотрудники, поставщики, логисты, таможня). Невозможность эффективной совместной работы, потери данных, задержки согласований.
Данных становится слишком много для одного файла и ручной обработки. Ошибки ввода, неактуальная информация, замедление аналитики.
Для сложных расчетов требуются навыки, которых нет у всех сотрудников. Зависимость от узких специалистов, риск ошибок при ротации кадров.
Рост объема закупок и усложнение логистических цепочек. Хаотичный документооборот, потеря контроля над процессами.

Excel просто не справляется с возросшим потоком информации, не позволяет стандартизировать и упростить бизнес-процессы, а также подготовить данные к автоматизации. Дело в том, что Excel не позволяет быстро извлечь данные для обработки. Например, бухгалтерии и менеджеру по закупкам нужны разные срезы учетных данных, но как их быстро извлечь из Excel файла, да еще представить в удобном виде?

От Excel к ERP — от хаоса к структурированным данным

В конечном счете, усложнение информационных, материальных и финансовых потоков ведет к неизбежной децентрализации закупочной функции, а это требует более технологичных решений.

На этом этапе компания обычно задумывается о внедрении ERP. Данный класс систем способен внести некоторый порядок в учетные данные, ускорить транзакции, удешевить документооборот и повысить эффективность комплаенса.

Действительно, внедрение учетной системы является важным этапом в цифровизации закупок, однако на практике многие проблемы остаются нерешенными.

Часть проблем можно решить за счет приобретения специализированного софта. Например, компания может внедрить BI-систему, чтобы упросить работу с заказами. Сотрудник заходит в систему и видит, какую продукцию, в каком объеме он должен заказать к выбранной дате, чтобы получить максимальную выручку. Подобные вычисления можно сделать в таблицах Excel, но это потребует больших навыков, времени и опыта, которых может не быть у рядового сотрудника, нанятого для заполнения прилавков в магазине. Можно пойти другим путем и разработать отдельный BI-модуль для ERP, но не факт, что у компании хватит на это ресурсов, экспертизы и времени. К тому же, учетные системы прежде всего хранят транзакционные данные, а не данные бизнес-аналитики или данные бизнес-процессов.

В конечном счете компании придется закупать дополнительные информационные системы для оптимизации закупок даже в том случае, если проект внедрения ERP уже был реализован.

От ERP к BPMS — от транзакций к процессам

BI-системы это очень хороши с точки зрения планирования, но функция закупок не ограничивается решением аналитических задач. Управление закупками — это сквозной бизнес-процесс, за его результат отвечают люди из разных подразделений организации, а зачастую даже из разных компаний.

Например, та же самая система BI вроде бы она упрощает работу и повышает результативность закупок, но все не так просто. Сотрудник формирует заказ с помощью BI, затем передает информацию о нем менеджеру по закупкам, тот проверяет складские остатки, связывается с поставщиком, передает заказ в отдел логистики. Информация о заказ идет дальше по цепочке до тех пор, пока машина с продукцией не привезет нужный товар в магазин, откуда был сделан заказ.

Перед нами пример развернутого бизнес-процесса со своими правилами, показателями эффективности, стоимостью и собственными уникальными данными, которых нет ни в ERP, ни в BI, ни в Excel-файле, или они все-таки есть, но плохо структурированы. Что это может быть?

Выше приведен пример процессных данных, которые возникают при делегировании задач от одного участника к другому, а также при передаче информации из одной системы в другую. Все тот же пример с данными BI: сотрудник должен их оформить в заказ, а затем передать в отдел закупок. Задачу можно решить методом интеграции BI и ERP-системы, но это хорошо только в теории, поскольку ERP управляет транзакциями, а не процессами.

С данными заказа будет работать огромное количество людей до тех пор, пока машина не отгрузит последний ящик макарон заказчику. Чтобы управлять заказом на всем протяжении процесса, его нужно выделить в отдельную сущность, а затем задать правила его обработки.

Этим и занимаются Business Process Management System — системы для управления бизнес-процессами. От ERP их отличает большая гибкость: модели бизнес-процессов меняются регулярно, в то время как правила проведения транзакций относительно постоянны.

Посмотрите кейсы внедрений BPMS Comindware

В Библиотеке решений представлены истории компаний, автоматизировавших управление бизнес-процессами с Comindware.

Смотреть кейсы

BPMS и SRM — сходства и различия

Supplier Relationship Management — управление взаимоотношением с поставщиками, а также одноименный класс систем для автоматизации закупок. Они хороши тем, что они предлагают некую эталонную модель взаимодействия с поставщиками.

Если посмотреть на совместное исследование RAEX и Сбера, то можно заметить, что еще в 2020 году основным драйвером автоматизации закупок были процессы, связанные с выбором поставщиков. Данный участок процесса закупок был автоматизирован на 80% в 51% компании, принявшей участие в исследовании.

SRM-системы дают возможность быстро пройти путь цифровизации закупок, но только на определенном участке. В самих закупках будет гораздо больше процессов, чем может закрыть стандартная SRM. Тот же процесс управления заказами, управления возвратами, управления поставками и многие другие процессы, которые составляют основу закупочной логистики. Часть процессов может казаться на первый взгляд малозначительной, но при более детальном рассмотрении вызывать сложности. Например, согласование цен на товары с поставщиками — в ритейле этот с виду простой процесс может насчитывать до 20 этапов.

BPMS как раз позволяют оптимизировать большую группу бизнес-процессов в закупках и при этом сохранить гибкость. Те же SRM требуют доработок на этапе внедрения, а BPM платформы, особенно с поддержкой low-code, позволяют комплексно проводить цифровизацию закупок.

Инструменты цифровизации закупок от Excel до BPMS

Excel
ERP
SRM
BPMS
Основная функция Аналитика и расчеты Учет и документооборот Управление взаимоотношениями с поставщиками Управление бизнес-процессами
Ограничения Не справляется с ростом данных, ручной ввод Не решает проблемы взаимодействия участников Закрывает только часть процессов закупок Необходимо настраивать процессы
Гибкость Высокая для простых задач Жесткая структура Стандартные модули Возможность изменения моделей процессов
Применимость Малые компании Крупные компании Компании с большим числом поставщиков Любые компании, в том числе со сложными процессами

Технологии, решения и альтернативы

Статья охватывает далеко не все направлении цифровизации закупок. За пределами статьи осталось управление материальными потоками в закупочной логистике, а там много интересных технологий — от систем управления складом до RFID-меток. При этом управление материальным потоком — это тоже процесс.

В данном случае Comindware Управление закупками на основе BPMS Comindware Platform, обладая полным SRM-функционалом, позволяет компаниям управлять и всей совокупностью бизнес-процессов в закупках. Используя low-code технологии можно быстро создавать бизнес-приложения, которые способны вобрать в себя функций многих систем — от ERP до SRM.

В Comindware Управление закупками можно настраивать любые бизнес-процессы с помощью нотации BPMN 2.0.

Команды, занимющиеся закупками, нуждаются в гибких инструментах автоматизации, чтобы оперативно реагировать на сбои в цепочках поставок и бизнес-процессах. No-code и low-code решения позволяют самостоятельно настраивать рабочие процессы и автоматизировать рутинные задачи без постоянного привлечения ИТ-специалистов. Это дает закупщикам возможность быстро реагировать на изменения, сохраняя при этом контроль со стороны ИТ. Мэтью Финио, автор контента IBM Consulting, Аманда Дауни, редактор-стратег и продюсер подкастов в IBM Consulting
 

Заинтересовались тем, как Comindware Управление закупками помогает оптимизировать бизнес-процессы? Закажите индивидуальную демонстрацию продукта у экспертов.

Заказать демо
 

Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Platform.

Exit mobile version