Что такое «BPM»
29.05.2023
BPM — (англ. business process management) дисциплина по управлению бизнес-процессами. История BPM уходит в 1990-ые годы — время расцвета концепции реинжиниринга бизнес-процессов.
В статье «Реинжиниринг работает: хватит автоматизировать, уничтожайте!» один из провозвестников новой концепции Майкл Хаммер предлагал корпорациям полностью пересмотреть свои бизнес-процессы. Он предполагал, что большая работы не создает никакой ценности ни для компании, ни для клиента, а только отнимает ресурсы и время. Вместо того, чтобы автоматизировать изначально неэффективные операции, от них нужно полностью отказаться. Такой подход быстро набрал популярность, однако позже выяснилось, что не всегда бизнес-процессы устроены неэффективно, и на первый взгляд бессмысленная работа оказывается очень важной. К тому же, некоторые компании неправильно поняли изначальный посыл Хаммера и использовали новую методологию в качестве предлога для «закручивания гаек», массовых увольнений и полной дегуманизации рабочих мест.
BPM стал ответом на проблемы, с которыми столкнулся реинжиниринг. Это была более мягкая, щадящая концепция, направленная на постепенные преобразования, а не на радикальные и необратимые изменения. Основная идея BPM заключалась в том, что процессы в целом устроены рационально, но их эффективность можно заметно повысить. Люди могут работать быстрее, они могут совершать меньше ошибок, выполнять меньше ненужных действий. Нужно просто помочь людям выполнять свою работу. К тому же, к тому времени начали появляться первые системы для автоматизации бизнес-процессов, что облегчало задачу.
Позднее концепция получила свое оформление в полноценную дисциплину, которая концентрирует внимание на бизнес-результатах и средствах их достижения. Существует несколько видов BPM-инициатив, которые отличаются по масштабу: оптимизация бизнес-процессов, управление бизнес-процессами и постоянное совершенствование.
Цель BPM инициатив чаще всего сводится к увеличению прибыли, однако средства достижения могут быть разными. Это и повышения скорости процессов, и повышение результативности операций, и увеличения запаса маневренности (или адаптивности к внешним изменениям). С помощью BPM компания может достигать стратегических целей.
На операционном уровне BPM — это методика управления задачами, которые связаны друг с другом различными сценариями и направлены на создание значимого для компании результата. Такие цепочки задач еще называют сквозными бизнес-процессами. Это может быть управление продажами, управление закупками, управление производственной логистикой, управление маркетингом и даже частью производственных процессов, таких как контроль и обслуживание.
Подробнее о BPM можно почитать в «Своде знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 4.0». К переводу этой книги приложил руку Анатолий Белайчук — евангелист Comindware.
Опубликовано: в разделе