Блог Comindware

Автоматизация электронного документооборота в контексте оптимизации бизнес-процессов

Системы электронного документооборота начали применяться в России примерно с 1990-х годов. Перед первыми СЭД (система электронного документооборота) ставились в основном следующие задачи:

Как правило, в процессе электронного документооборота используется электронный документ – созданный на компьютере файл. Именно с ним ведётся основная работа: от создания или регистрации до согласования и исполнения.

Таким образом, суть электронного документооборота состоит в создании электронных документов (файлов), их пересылке между сотрудниками, изменении, подписании, отправке контрагенту и исполнении.

Что даёт компании СЭД?

Компания может ускорит документооборот на 75 %, если будет грамотно использовать основные возможности СЭД:

Благодаря СЭД компания может значительно повысить производительность труда сотрудников, исключить случаи служебных злоупотреблений, которые наносят вред деловой репутации. Кроме того, стоимость обработки одного документа будет ниже за счет экономии бумаги и расходных материалов для оргтехники.

Выгоды от автоматизации ЭДО действительно заметные. Однако практика показала, что внедрение СЭД — сложная задача.

Как выстроить процессы электронного документооборота?

Для начала стоит выбрать конкретный тип СЭД:

А далее желательно иметь в виду следующее.

Комплексный подход

Часто компании экономят на том, чтобы внедрить СЭД сразу для всех видов ЭДО, и в результате получают эффект лоскутной автоматизации, когда система внедряется только для решения задач какого-то одного отдела — только бухгалтерии или только производства.

К чему это приводит? Нередко оказывается, что многие процессы уже автоматизированы, однако фрагментарно, с применением разных СЭД и другого ПО. Когда встаёт вопрос, как упорядочить процессы и системы, может выясниться, что это вообще невозможно без перестройки ИТ-архитектуры. В результате многим сотрудникам приходится отказываться от привычных схем работы.

Чтобы этого избежать, полезно с самого начала внедрить единую платформу для выстраивания всех бизнес-процессов, в том числе документооборота. Это поможет компании избежать больших проблем в будущем.

На базе платформы Comindware Business Application Platform бизнес-пользователи компании могут самостоятельно создать системы как для организации документооборота, так и для выстраивания сквозных бизнес-процессов (например, процесс от заявки до оказания услуги клиенту, который проходит через разные подразделения компании: отдел продаж, производство, доставка). Благодаря единственной платформе становится возможным вообще уйти от вопроса интеграции, который для многих предприятий оказывается очень болезненным.

Гибкость – большое преимущество

Нередко, внедряя конкретную СЭД, приходится сталкиваться с тем, что ей не хватает гибкости. В итоге бизнес вынужден подстраиваться под чуждые ему модели делопроизводства. Такую ситуацию нельзя назвать оптимальной. Но именно так происходит, когда компания приобретает «коробочную» систему, внесение изменений в которую или вообще невозможно, или для этого надо обращаться к разработчикам и ждать месяцами.

Второй случай — компания силами штатных IT-специалистов или внешней организации разрабатывает СЭД, которая полностью подходит под текущие нужды. На первый взгляд, это идеальное решение. Однако на практике оно приводит к тому, что не происходит пересмотр логики документооборота, и по факту мы имеем всё то же самое бумажное делопроизводство, только без бумаги. К тому же, самостоятельно разработанная система часто не учитывает, что процессы компании рано или поздно начнут меняться.

Вот почему лучше всего сразу внедрить систему на базе Low-code платформы, функциональность которой позволяет бизнес-пользователям самим настраивать систему под текущие потребности компании. Начать внедрение можно с автоматизации единственного вида документооборота или всего с нескольких процессов, а затем, планомерно масштабируя систему, охватить все сквозные бизнес-процессы предприятия.

Low-code платформа для быстрой автоматизации любых видов электронного документооборота.

Заказать демо

Постепенный уход от документов

Управлять организацией на основе документооборота — плохая идея, поскольку происходит подмена целей. Сотрудники начинают работать не на результат, а на производство файлов. Если пытаться управлять продажами с помощью документооборота, то менеджеры утонут в бесконечном потоке служебных записок, уведомлений, просьб, извещений, запросов, жалоб, предупреждений. От всей этой внутренней документации можно легко отказаться, внедрив настраиваемые формы и уведомления.

Другая проблема — как контролировать выполнение поручений? Отдел маркетинга отправил в отдел просьбу о срочном проведении скидочной акции. Запрос пришел через СЭД, все хорошо. Но как отследить в СЭД работу менеджеров по продажам? Скорее всего, никак без дополнительных интеграций и доработок системы, иначе компания рискует получить простой обмен сообщениями вида «просьбу принял, акцию провел». С тем же успехом можно обмениваться сообщениями в почте. СЭД не повышает качество взаимодействия, а только передает текстовый файл от одного участника процесса другому.

Наконец, большинство юридически значимых документов жестко унифицированы. Счета фактур, сметы, акты о приемке работ, учетные карточки работников, путевые ведомости, международные торговые договоры — сотни документов составляются по предписанной форме. Унификация открывает прямой путь к автоматизации документооборота, однако как выгрузить данные из системы учета в поля документа, который хранится в СЭД? Возможно, опять потребуется ресурсоемкая интеграция. То же касается экспорта данных в другие системы.

Выстраивая бизнес-процессы на основе документооборота, компания теряет гибкость, невольно поощряет формализм в работе, теряет ресурсы за счет административных издержек и расходов на развитие ИТ-архитектуры.

Недостатки управления на основе ЭДО

Организации постепенно отказывают от СЭД в пользу других систем учета и управления, поскольку внутренний документооборот себя морально исчерпал, а для юридического сопровождения нужны интегрированные решения.

Документооборот средствами BPMS

BPMS помогают выстроить систему управления, в которой документы нужны только для фиксации юридически значимой информации, а делопроизводство выполняет подчиненную роль и полностью автоматизировано. Сотрудник работает не с документами, а формами для сбора данных. Система фиксирует не приход файла, а результат заданного действия.

Грамотно выстроив бизнес-процессы на предприятии и отказавшись от главенства документов модели «документ — во главе угла», многие компании заметили, что работа с информацией стала проще, а делопроизводство ускорилось.

В то же время, необязательно осуществлять такой уход резко. Используя решения на базе Comindware Business Application Platform, бизнес получает возможность использовать и СЭД, и BPM — а затем просто регулировать, по каким «рельсам» будут проходить те или иные процессы.

СЭД на Comindware Business Application Platform

Comindware Business Application Platform — платформа для автоматизация бизнес-процессов с помощью low-code инструментов. Бизнес-пользователи сами могут создать решение для автоматизации на базе платформы, а затем внедрить его в эксплуатацию при поддержке ИТ-отдела, вендора или интегратора.

Создание удобных решений без программирования возможно благодаря широкому спектру low-code возможностей платформы:

Скачайте демо платформы и узнайте, как она упростит работу вашего бэк-офиса и повысит скорость бизнес-процессов.

Заказать демо

Exit mobile version